Токсическое действие препаратов бензодиазепинового ряда на сердечно-сосудистую систему


Развитие метаболических сдвигов в результате острого отравления химической этиологии приводит к поражению сердца у 40% больных. Острые расстройства сердечной деятельности при воздействии кардиотоксических веществ составляют от 21 до 59% и нередко являются непосредственной причиной смерти пострадавших в раннем периоде отравления; летальность при этом достигает 10-20%.

Причины и характер нарушений системы кровообращения различны в зависимости от вида химической травмы, тяжести периода экзотоксикоза, возраста пациента, сопутствующих заболеваний, развившихся осложнений.

Расстройства функции сердечно-сосудистой системы могут быть связаны как с непосредственным токсическим действием на ее звенья, так и с нарушением деятельности других органов и систем.

В основе дисфункции системы кровообращения лежит возникновение синдрома малого выброса, который может быть обусловлен тремя причинами:

  • падением сократительной функции миокарда,
  • уменьшением объема циркулирующей крови,
  • снижением тонуса сосудов.

Структурные изменения миокарда при отравлениях различными по действию токсическими веществами носят однотипный дистрофический характер. Развитие токсической дистрофии миокарда является закономерной реакцией организма на воздействие химического агента. Обратимость этого процесса связана непосредственно с ликвидацией основной этиологической причины, а также со степенью повреждения.

При отравлении психотропными препаратами возникают острые нарушения сердечной деятельности, что предполагает их прямое действие на сердце. Характерным является развитие комплекса острых нарушений ритма и проводимости сердца в токсикогенной стадии отравления, т.е. на высоте концентрации вещества в крови. Комплекс указанных расстройств сердечной деятельности получил название «первичного специфического кардиотоксического эффекта». Механизмы расстройства ритма и проводимости сердца многообразны, но в большинстве случаев обусловлены изменениями нейрогуморальной регуляции работы сердца и нарушениями нейрогуморальной проницаемости клеточных мембран для калия, натрия, кальция. Клинические формы растройств сердечной деятельности при отравлении психотропными препаратами развиваются в основном по двум направлениям: экзотоксической тахиаритмии или по типу хинидиноподобного эффекта (брадиаритмии в сочетании с различными формами нарушения проводимости). В 70,8% случаев отмечается синусовая тахикардия, в 10% характерно замедление внутрижелудочковой проводимости, в 5% наблюдается АВ-блокада I степени, фибрилляция желудочков, остановка сердца. Редкими изменениями ЭКГ следует считать перегрузку ЛЖ, ПЖ, ПП, которая объясняется увеличением кровенаполнения в малом круге кровообращения.

Положение о первичном специфическом и вторичном неспецифическом поражении сердца при острых экзогенных отравлениях в целом полностью подтверждается результатами структурного изучения миокарда. Известно, что при острых отравлениях веществами избирательного кардиотоксического действия вследствие первичного специфического поражения сердца развивается острая токсическая дистрофия миокарда.

Морфологической основой поражения является специфическое повреждение мембранных структур и цитоплазмы кардиомиоцитов в сочетании с незначительным расстройством микроциркуляции миокарда.

Схема патогенеза нарушения функционального состояния сердца при отравлениях кардиотоксическими препаратами может быть представлена в следующем виде:

  • прямое избирательное токсическое действие кардиотоксического вещества на миокард,
  • специфическое повреждение мембранных структур кардиомиоцита,
  • нарушение мембранной проницаемости кальция, калия, натрия,
  • отек цитоплазмы кардиомиоцитов, деструкция органелл,
  • возникновение первичного специфического кардиотоксического эффекта,
  • снижение сократительной функции сердца,
  • острые нарушения ритма и проводимости,
  • острая сердечная недостаточность,
  • внезапная остановка сердца.

Острые отравления препаратами психотропного действия вызывают выраженные сдвиги микроциркуляции. Изменение кардиомиоцитов при светооптическом исследовании заключается в исчезновении гликогена и появлении жировой дистрофии, развитии единичных мышечных микроочагов некроза. Наблюдается снижение активности дегидрогеназ.

Имеющиеся данные позволяют считать, что при отравлении различными кардиотоксическими веществами отмечается специфическое поврежении кардиомиоцитов, которое в целом выражается в пораждении мембранных структур и цитоплазмы, т. е. функциональных структур кардиомиоцита, осуществляющих через ферментную регуляцию ионную проницаемость и энергообмен в миокарде (Сакс В. А., Розенштраух Л. В., Саркисов Д. С).

Таким образом, развитие дистрофического процесса в сердце при острых отравлениях кардиотоксическими веществами представляет собой общепатологическую категорию, отражающую степень нарушения адаптации организма в условиях стрессорной ситуации химической этиологии. Морфологические признаки острой дистрофии миокарда возникают в результате нарушений обновляемости внутриклеточных структур, т.е. процесса регенерации как важнейшего элемента общебиологической реакции адаптации. Поэтому развитие токсической дистрофии миокарда и является закономерной реакцией организма на химическую травму.

Сердце, как и все другие органы и системы организма, находится под постоянным нервно-гуморальным контролем. Отклонения, возникающие в регулирующих системах, предшествуют гемодинамическим, метаболическим,энергетическим нарушениям и, следовательно, являются наиболее ранними прогностическими признаками неблагополучия.

Исследование вариабельности ритма сердца (ВРС) может служить одним из ранних показателей нарушения влияния вегетативной нервной системы на миокард. В настоящее время определение ВРС признано одним из информативных неинвазивных методов количественной оценки вегетативной регуляции сердечного ритма.

Согласно данным отечественных и зарубежных авторов при острых отравлениях транквилизаторами у детей отмечается гиперсим-патикотония, которая обусловлена снижением активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при нормальном тонусе симпатического. При этом у больных со среднетяжелым отравлением показатели центральной и периферической гемодинамики соответствуют возрастной норме. При тяжелом отравлении транквилизаторами параметры центральной гемодинамики имеют большой разброс, у 40% больных регистрируется гипокинетический тип, у 42% - гиперкинетический. На ЭКГ отмечаются метаболические изменения разной степени выраженности. Однако показатели вариабельности ритма и проводимости сердца при острых отравлениях токсическими дозами бензодиазепинов и противосудорожных средств в настоящее время не изучены. Кроме того, современная медицинская литература не располагает четкими данными и в отношении оценки сократительной способности миокарда при острых отравлениях психотропными препаратами.

Патогенетическая терапия токсической дистрофии миокарда предполагает проведение лечебных мероприятий, поддерживающих сократительную способность сердца как в токсикогенной, так и в соматогенной стадии острых отравлений. Осуществляется ускоренное выведение токсических веществ, активная детоксикация. Показано применение витаминов группы В, препаратов, стимулирующих синтез нуклеиновых кислот и белков, улучшающих метаболические процессы в сердечной мышце. При появлении нарушений ритма и проводимости как при первичном, так и вторичном неспецифическом кардиотоксическом эффекте назначаются антиаритмические препараты. Они улучшают кровоснабжение миокарда и снимают отрицательное воздействие катехоламинов, повышающих потребность сердца в кислороде. При успешном лечении эндогенной интоксикации психотропными препаратами признаки токсической дистрофии миокарда обычно являются полностью обратимыми.

Таким образом, при острых отравлениях токсическими дозами производных бензодиазепинового ряда отмечаются нарушения функционирования сердечно-сосудистой системы, требующие диагностических мероприятий и медикаментозной коррекции выявленных изменений.

=================
Вы читаете тему:
Влияние токсических доз бензодиазепинов на сердечно-сосудистую систему

1. Химические отравления и психотропные препараты.
2. Токсическое действие препаратов бензодиазепинового ряда на сердечно-сосудистую систему.

Немчинова Н. А. БелМАПО.
Опубликовано: "Медицинская панорама" № 3, март 2004.

Наш сайт трудно найти в Яндексе, рекомендуем добавить его в закладки: