Основополагающим фактором в межличностном общении является способность к эмпатии. Последняя определяется как способность чувственно понимать, угадывать эмоциональное состояние другого человека. Прежде чем мы определим тактику взаимодействия с другим человеком, мы «читаем» его выражение лица, затем как бы «примеряем» его на себя и определяем то чувство, которое соответствует данному выражению лица.
Допустим, вас сильно развеселил некий анекдот, и вы спешите поделиться этим веселым анекдотом с приятелем. Вы обращаетесь к нему, и слова застывают у вас на губах — у вашего приятеля скорбное выражение лица и потухший взгляд. «Примерив» его выражение лица на себя, вы находите инициирующее данную мимику чувство боли, скорби или отчаяния. Далее вы спрашиваете себя, если бы вы все это чувствовали, захотелось бы вам слушать анекдоты. Находите разумный ответ — нет. Далее тактика вашего общения с ним носит радикально другой характер. Все эти, казалось бы, сложные операции неосознанно проделывают все психически здоровые люди. Неспособность к эмапатии является серьезным личностным дефектом и наблюдается среди многих психических расстройств, начиная от личностной патологии и кончая слабоумием.
Из огромной эмоциональной палитры эмоций и чувств, свойственных человеку, рядом исследователей (К. Изард, Е. Бартлетт, С. Томкинс, Р. Плутчик и др.) были выделены и подробно описаны так называемые фундаментальные эмоции, биологически детерминированные и принимающие участие в адаптации организма. К ним относятся: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. По мнению Р. Плутчика, сложные чувственные состояния индивида образуются путем самых разнообразных сочетаний фундаментальных эмоций (гнев + радость = гордость; радость-приятие + страх = скромность и т.д.).
Далее: интерес.